Информационные войны против России: кино и политика

Продолжение. Начало в №№8-10 за 2018 г.

В связи с вторжением советских войск в Афганистан и разработкой рэйгановской концепции «звездных войн» идеологическая конфронтация между Советским Союзом и Западом резко усилилась, что соответствующим образом сказалось на масс-медиа. В первой половине 80-х годов прошлого века практически один к одному были реанимированы стереотипы времен «холодной войны» второй половины 40-х – начала 50-х гг.

Однако новая эпоха предполагала и новые реалии. Наряду с традиционными обвинениями в шпионаже и агрессии появились и другие, более актуальные темы. Так, Голливуд довольно оперативно отреагировал на московскую Олимпиаду-80, не взирая на то, что США ее бойкотировали. Не успели Игры закончиться, как на американские экраны вышел фильм «Золотой миг: олимпийская история любви» (The Golden Moment. An Olympic Love Story) режиссера Р. Сарафьяна, повествующий о том, как советская гимнастка Аня и американский спортсмен Уэйн познакомились во время Олимпиады 1980 года в Москве и полюбили друг друга. Разумеется, выбирая между спортивной карьерой в СССР и любовью, советская гимнастка Аня в конце концов выбирает любовь. Фильм был снят вполне в духе типичных любовных мелодрам с идеологическим подтекстом, демонстрируя контраст между аскетическим бытом советской жизни и благоустроенной красивой жизнью в США. Впрочем, эта картина ничем не выделялась на фоне массы второсортных фильмов и вряд ли бы запомнилась, если бы не Олимпиада-80.

Намного более запоминающимся стал вышедший в 1983 году британский фильм «Красный монарх» — грубая сатира на И. Сталина и его окружение, которая, судя по всему, впоследствии вдохновила на работу создателей скандально известной картины «Смерть Сталина», выход которой недавно вызвал большой резонанс в нашей стране.

Сюжетная линия фильма построена на ром, что во время правления Иосифа Сталина в Москву приезжает американская журналистка Браун, мечтающая взять интервью у «Дядюшки Джо». Ей удается попасть в Кремль, где она обнаруживает, что большинство мифов о Сталине являются абсолютной неправдой, а действительность превосходит все возможные ожидания. Например, Браун узнает, что Сталин любит голливудские вестерны, а его ближайший помощник Лаврентий Берия потрясающе любвеобилен и не пропускает ни одной красивой женщины без попытки затащить ее в постель. Мало того, и другие «сильные мира сего» не отстают от советского вождя: например, китайский лидер Мао может перепить даже Сталина.

Снят этот фарс по одноименной книге диссидента и невозвращенцаЮрия Короткова, собравшего в кучу анекдоты и фантазии на тему последних лет жизни Сталина. Сталин здесь — веселый психопат с лукавой внешностью, который ворчит, жалуется на бессонницу, пытается узнать, для чего нужны лесбиянки и одновременно подписывает расстрельные списки, приговаривая «Собаке — собачья смерть». Все члены Политбюро в «Красном монархе» представлены запуганными идиотами, а особо выделяется Лаврентий Берия, роль которого исполняет Давид Суше. Его представили в образе сексуально озабоченного труса, который боится Сталина сильнее смерти, но, находясь в этом страхе, не может пропустить ни одной юбки.

Смерть Сталина выглядит сперва довольно исторично. Испуганные члены Политбюро приезжают к нему на дачу, но в спальню войти никто не решается. Когда же Хрущев наконец-то ломает дверь, все видят лежащего на полу Сталина. Секундное замешательство сменяется радостными плясками с воплями «козел!»  Но вдруг неожиданно выясняется, что Сталин еще жив. Молотов, Маленков, Хрущев, Булганин и Микоян в ужасе убегают из комнаты, и только стоящий на коленях рядом с телом вождя Берия справляется с замешательством и начинает душить Сталина. диктатора.

Фильм «Красный монарх» представляет собой, безусловно, образец китча. Но при этом он четко показывает, что западная пропаганда именно такими образами стремилась представить среднему обывателю «ужасный совок». На самом деле, эта абсурдистская комедия об ужасах сталинизма по силе антисоветской подачи уступает нашим отечественным фильмам, ставшим появляться после перестройки, когда сложилось впечатление, что некоторые режиссеры соревнуются друг с другом, кто сильнее обгадит историю своей страны.  Впрочем, как и следовало ожидать, шедевров в этой куче постперестроечного кинодерьма не оказалось.

Говоря о новых темах в идеологическом противостоянии двух систем в 80-х гг прошлого века, необходимо отметить вышедшие в 1985 году в СССР и в США два фильма, связанные с судьбой знаменитых артистов — «невозвращенцев». Советский режиссер С.Микаэлян в картине «Рейс 222» попытался обыграть историю побега на Запад звезды отечественного балета Александра Годунова: по сюжету фильма американцы насильно пытаются удержать в США патриотично настроенную жену невозвращенца, которая во что бы то ни стало хочет улететь в Москву.

В свою очередь, американский режиссер Т.Хэкфорд в своем фильме «Белые ночи» показывает полярную ситуацию, опираясь на имидж еще одного советского невозвращенца — Михаила Барышникова, который в те годы блистал на бродвейских сценах. Барышников играет в фильме сбежавшего в США ведущего солиста питерского балета Николая Родченко, который получает убежище в США и отправляется на самолете из Советского Союза в Японию. По дороге в Токио выясняется, что самолет неисправен и нужно садиться на территории СССР.Главный герой в панике начинает метаться по салону, рвет свой американский паспорт, делает все, чтобы советские военные не распознали в нем изменника Родины. В итоге перебежчика в нем все же распознали и насильно попытались оставить в СССР. Кураторство над ним взял Реймонд Гринвуд — американец, который в свое время в поисках лучшей доли сбежал в СССР.

За время фильма главные герои пришли к выводу, что водка в России помогает справиться с действительностью, пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, в театре песни Владимира Высоцкого можно петь только шепотом, детям вредно расти в стране-тюрьме под названием СССР. В конце фильма Родченко, Гринвуд и его жена, уже беременная, устраивают побег. Двоим удается спастись на территории американского посольства. Гринвуда в конце фильма сотрудники КГБ якобы везут на расстрел, но в итоге — на границе происходит обмен.

Фильм средненький, однако благодаря участию Михаила Барышникова и Изабеллы Росселлини он все же имел коммерческий успех, собрав в 1985 году 42 миллиона долларов в американском прокате и даже получив Оскар за лучшую песню к фильму. Пожалуй, наиболее интересную оценку этому фильму дала Ольга Рейзен в журнале «Искусство кино» № 11, 1990 год:

«В ленте «Белые ночи» Т. Хэкфорда речь идет о событиях не реальных, скорее даже фантасмагорических. Авария самолета, летящего из Лондона в Японию над территорией СССР, похищение службами КГБ советского танцовщика-невозвращенца, находящегося на борту, его арест и ссылка… в Кировский театр оперы и балета и, наконец, бегство — вся эта череда случайностей кажется неправдоподобной. Однако не невозможной: ведь приземлился же на Красной площади немецкий самолет, исчез с фестиваля в Венеции журналист О. Битов, а жену беглого танцовщика А. Годунова насильно продержали в самолете несколько суток, что тоже послужило основой для фильма, только советского.

Установку на ассоциации с реальной жизнью создает и актерский ансамбль: героя, Николая Родченко, играет выдающийся танцовщик невозвращенец Михаил Барышников, его «alter ego» — американца, эмигрировавшего в Советский Союз в знак протеста против войны во Вьетнаме, — знаменитый чечеточник Грегори Хайнс. В роли полковника Чайки — польский режиссер Ежи Сколимовский. Именно благодаря последнему и вопреки сценарию, являющему собой «очередной пример голливудской ксенофобии, стремящейся обвенчать немыслимый сюжет с шаблонными клише о Советском Союзе», фигура сотрудника КГБ чуть ли не впервые в кинематографе обретает объемность.

Чайка умен: довольно бессмысленная затея, отдающая тщеславной фанаберией, — заставить Родченко вновь выступить на сцене Кировского театра, — в его интерпретации обретает пропагандистский смысл.

Чайка хитер: он умеет проигрывать, под вспышками камер зарубежных репортеров провожает переводчицу Дарью в консульство США, хотя только что готов был скорее уничтожить ее, чем предоставить ей свободу.

На протяжении всей картины он отнюдь не бездумный проводник советской идеологии и политики. Все, что он делает, окрашено своеобразным личностным отношением, ибо для Чайки, безусловно, необычайно важен момент профессиональной (и интеллектуальной) репутации. Подобно тому, как в советских фильмах на военную тему в какой-то момент появился умный враг — когда поняли, что победа над врагом глупым и беспомощным не делает чести победителю, — западный кинематограф начал отказываться от одномерных противников».

Кроме «Красного монарха» и «Белых ночей» в 80-е годы на экранах появилось довольно много фильмов, негативно изображающих СССР, среди которых встречались довольно яркие и запоминающиеся картины. В частности, стоит отметить такие фильмы, как «Сахаров», рассказывающий о борце за права человека в тоталитарной стране; «Огненный лис» с Клинтом Иствудом — о попытках американских агентов украсть у СССР сверхсекретный военный самолет; «Рэмбо-3» с Сильвестром Сталлоне, который в Афганистане сражается с плохими русскими военными; «Красный рассвет» с Патриком Суэйзи, где СССР представлен в качестве оккупанта, который вот-вот начнет третью мировую войну; «Москва на Гудзоне» с Савелием Крамаровым в роли агента КГБ и Робином Уильямсом в роли эмигранта; «Рокки-4» — еще один фильм с Сильвестром Сталлоне, где его персонаж Рокки побеждает на ринге в лице Ивана Драго не просто советского боксера, а весь Советский Союз; «Рожденный американцем» — про американских студентов, ради шутки перешедших границу Финляндии с СССР и попавших в застенки КГБ и др. Интересно, кстати, что снявший картину «Рожденный американцем» финский режиссер Ренни Харлин в 2011 году вновь проявил свой русофобский талант, сняв по мотивам военного конфликта в Южной Осетии фильм «5 дней в августе».

Довольно примечательно то, что отношения нашей страны с Западом с середины 80-х гг прошлого века стали улучшаться, но западное кино еще довольно долго следовало прежним стереотипам. Из-за долгого производственного цикла фильмы часто не успевали следовать за стремительно меняющейся ситуацией на международной арене, в результате чего получилось так, что во второй половине 80-х гг, когда СССР переживал бум «перестройки», «гласности» и «нового мышления», в Голливуде один за другим выходили одиозные антисоветские фильмы.

kinopoisk.ru

Среди вышедших на Западе в 80-х гг антисоветских фильмов стоит отметить картину «Сахаров» (Sakharov) британского режиссера Джек Голда.  Этот фильм, появившийся в 1985 году, рассказывает о жизни академика Андрея Сахарова и его борьбе за права человека в СССР. В 1966 году Сахаров подписал письмо «25 знаменитостей» к 23 съезду КПСС против реабилитации Сталина, и это письмо положило начало преследованию властями правозащитника. В июне 1968 года в иностранной печати появился манифест Сахарова, в котором он выступал, в частности, против политических судов и цензуры. Реакция была незамедлительной — Сахарова отстранили от работы. КГБ организует слежку за выдающимся ученым-демократом, а потом высылает его из Москвы в закрытый для иностранцев провинциальный город, Горький, где жизнь академика Сахарова и его семьи оказывается под угрозой. Однако в защиту ученого выступает западная демократическая общественность. Сахаров, воодушевленный поддержкой Западного мира, предрекает близкую победу демократических сил.

На протяжении всего фильма красной нитью идет контрастное изображение выдающегося ученого-демократа и коварных агентов КГБ. Академик Сахаров обаятелен, умен, честен, скромно одет, у него правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам интеллектуала. В свою очередь, агенты КГБ лживы, циничны, одержимы идеями подавления демократии и свободомыслия, их лексика примитивна, а жесты и мимика вульгарны.

Собственно, сложно назвать этот фильм шедевром или даже сколько-нибудь значимым событием с точки зрения художественной ценности. Примечательно в нем то, что он, выйдя на заре перестройки, невольно отобразил реальность и обозначил грядущие перемены. На самом деле, такой же фильм вполне могли бы снять в 90-е годы и в России, вот только контраст в этом случае был бы сильнее, так как наши доморощенные киношники постарались бы пострашнее живописать ужасы советского режима.

Говоря об антисоветском кино Голливуда 80-х гг прошлого века, нельзя не упомянуть фильм режиссера П.Мазурского «Москва на Гудзоне» (Moscow on the Hudson) 1985 года, рассказывающий о том, как в 1984 году гастролирующий в США с оркестром советского цирка бедный саксофонист влюбился в хорошенькую продавщицу нью-йоркского универмага и стал «невозвращенцем». Главный советский персонаж в исполнении Р.Уильямса, пожелавший эмигрировать в Америку, изначально показан с симпатией и сочувствием, тогда как остальные советские граждане выведены карикатурно, особенно сыгранный С.Крамаровым агент КГБ, который, впрочем, тоже в итоге решает остаться в США.

Этот фильм довольно сильно критиковался в середине 80-х годов в советской прессе, причем эта заочная критика, при отсутствии у большинства возможности увидеть фильм, вызывала большое желание его увидеть, что порождало нелегальный ввоз видеокассет для немногочисленных в то время обладателей видеомагнитофонов. Особенно доставалось от критиков Савелию Крамарову за то, что он, переехав на ПМЖ в Америку, сыграл в фильме тупого представителя КГБ. Тогда даже вышла статья «Савелий в джинсах», где особое внимание обращалось на матерную лексику в его исполнении и делался подспудный вывод о деградации актера.  На самом деле, если оценивать фильм объективно и с позиций дня сегодняшнего, то можно сказать что фильм получился совсем не антисоветский, ведь проблемы в Америке оказались ничуть не меньшими, чем в СССР – попав в США главный герой вынужден реализовывать свою основную специальность, играя на улице с раскрытым футляром, то есть, по сути, нищенствовать.  Финал, конечно, вселяет сдержанный оптимизм, но все же хэппи-эндом это никак не назовешь.

Среди череды фильмов, пугающих западного обывателя советской угрозой, стоит выделить картины «Америка» и «Красный рассвет», рассказывающие об оккупации Соединенных Штатов Советским Союзом в недалеком будущем.  Действие снятого режиссером Д.Урэем фильма «Америка» (Amerika) происходит в 1997 году на Аляске. Руководство Советского Союза начинает отчаянную азартную игру с целью перестроить глобальное равновесие сил. Советский Союз вероломно нападает на Америку, высадив десант на Аляске. В стратосфере над территорией США произведены мощные термоядерные взрывы, электромагнитный импульс от этих взрывов разрушает национальные коммуникации и компьютерные системы. Америка вынуждена принять советские условия капитуляции: одностороннее разоружение, обвал доллара, и интеграция в военно-экономический блок с Советским Союзом. Конгресс Соединенных Штатов и Президент становятся номинальными главами при советских надзирателях. Разумеется, сильные и смелые американские патриоты, верные воинскому и гражданскому долгу, объединяются для борьбы с жестокими и коварными советскими захватчиками и, в конечном итоге, демократические американские силы одерживают победу.

Фильм получился откровенно скучным и серым, не оставив никакого заметного следа в истории кино и запомнившись лишь тем, что он вышел практически одновременно с «Красным рассветом» (Red Dawn) режиссера Дж.Милиуса, который, был снят в 1984 году и тоже не стал шедевром, хотя смотрится получше. Сюжет фильма выглядит как антиутопия на западный манер: коммунистическая идеология распространилась во многих странах мира, особенно в Южной и Центральной Америке; Советский Союз вторгся в страны Варшавского договора в Восточной Европе; Западная Германия разоружена, потому что к власти пришла партия Зеленых и фактически оставила страну беспомощной перед советской агрессией; НАТО и ООН уходят в политическое небытие; над миром нависла угроза III мировой войны.  И вот в таких условиях Советский Союз в союзе с коммунистической Кубой вероломно нападает на Америку, высадив десант на Флориде.

Мирное сентябрьское утро в маленьком американском городке нарушается появлением кубинских и советских парашютистов. Парашютисты окружают горожан, но небольшой группе подростков удается захватить часть оружия и убежать в горы, где они когда-то охотились вместе с отцами. Подростки становятся партизанами и начинают настоящую войну против оккупантов. Вскоре братья Джед и Мэтт узнают, что их отец, полковник армии США, захвачен и находится в советском концентрационном лагере, но спасти его им не удается. Братья вместе с другими американскими патриотами создают отряд «Росомахи» и начинают борьбу с советско-кубинскими захватчиками.

Фильм вышел действительно подинамичнее, чем «Америка», но его художественный уровень, да и общее качество были на среднем уровне. Основное, чем запомнилась эта картина, — участие в ней Патрика Суэйзи, который через три года, благодаря выходу фильма «Грязные танцы», станет новым секс-символом и привлечет внимание к другим своим ролям.

Гораздо более ярким и запоминающимся стал один из лидеров отечественных видеотек конца 80-х – начала 90-х гг прошлого века – вышедший в 1987 году фильм «Рембо-3» режиссера П.МакДоналд. По сюжету фильма, полковника Траутмана, бывшего командира Джона Рэмбо, захватывают в плен на афганской границе. Джон, ведущий спокойную жизнь в буддийском монастыре, берется освободить его. На этот раз Рэмбо сражается в оккупированном советской армией Афганистане со звероподобными русскими во главе с отвратительным полковником Зайцевым. Противостоящие друг другу силы сильно поляризованы: положительный мужественный и непобедимый американский супермен против грубых и жестоких советских захватчиков, изображенных явно в гротескном ключе.

С художественной точки зрения фильм обсуждать вообще нет смысла, достоверности тоже никакой, да и ляпов здесь (как в большинстве подобных картин) хватает – начиная с того, что вертолетом Ми-24 управлять должны два пилота, а не один, и заканчивая тем, что в одиночку управлять советским танком и стрелять из него вряд ли смог бы даже супермен Рэмбо. Но в боевике все это не главное. Главное – динамичный сюжет, культовый герой-одиночка, боевые сцены, стрельба, кровь и т.п. Здесь важна картинка, а думать совсем необязательно, даже если вдруг приспичит задуматься – все предельно ясно разложено и разжевано: доблестный американский супергерой Рэмбо защищает демократию и свободу афганского народа (то есть, моджахедов) от советских захватчиков.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и отметить, что у киношного Рэмбо был вполне реальный прототип – Эрнест (Ерванд) Дервишян, один из самых известных военнослужащих армянского происхождения в армии США, чей подвиг в годы Второй Мировой войны удивил всю Америку.

Будущий генерал родился в 1916 году в американском городе Ричмонд штата Вирджиния в семье Гаро и Анны Дервишянов, как и многие армяне бежавших в эти годы в США от Геноцида в Османской империи. После школы юный армянин поступил на юридический факультет Государственного университета Ричмонда и, получив степень по юриспруденции, занялся адвокатской деятельностью.

В сентябре 1941 года с началом Второй Мировой войны Эрнест записался добровольцем в сухопутные войска США. Новобранец вскоре был отправлен на подготовку в Высшую военную академию в Вест-Пойнте (Нью-Йорк), где и началась его военная карьера. В мае 1944 года Дервишян получил звание лейтенанта и возглавил 133 роту сухопутных войск США, которая была дислоцирована в Италии. Вот как описывает его подвиг электронная Энциклопедия фонда «Хайазг» (орфография и пунктуация оригинала):

«23 мая 1944г. проявил беспримерную храбрость в районе итальянской Систьерны. Во время ожесточенного боя, потеряв своих боевых товарищей и оказавшись один в окружении врага, Дервишян сумел благодаря своим фантастическим приемам боевого искусства взять в плен сразу 45 воинов противника, захватив у них 3 пулемета и 10 пистолетов.

… Рискуя жизнью, он перевыполнил служебные обязанности. Младший лейтенант Дервишян (тогда еще Тех. Сержант) и четыре других членов его взвода в результате заранее спланированного нападения оказались далеко впереди от своих сослуживцев — перед лицом вражеской артиллерии и снайперского огня. Достигнув к железнодорожной насыпи, они наблюдали за силами немецких солдат, которые прятались в блиндажах. Приказав своим людям прикрыть его, младший лейтенант Дервишян смело пошел вперед и, стреляя из своего карабина, заставил десять немецких солдат сдаться. В последствии, его люди арестовали еще пятнадцать немцев, одновременно захватив их удобные позиции. Заключенных немцев они отвезли назад и передали наступающим частям, а сами с железнодорожной насыпи стали наблюдать за девятью другими немцами, которые пытались бежать через гребень. Они открыли огонь по врагам, в результате чего трое немцев были ранены. Пока его люди стреляли, младший лейтенант Дервишян бесстрашно и незаметно бросился вперед и в одиночку захватил всех бегущих врагов и удержал их до тех пор пока его люди присоединились к нему. В настоящее время четыре других людей включены в группу младшего лейтенанта Дервишяна. Была предпринята попытка отправить четырех вновь прибывших солдат по левому флангу большого и густого виноградника, но смертоносный огонь противника заставил их вернуться. Приказав не отступать, м.л. Дервишян пошел впереди своей группы и организовал атаку на виноградник. Но внезапно оказался под шквальным огнем пулемета, который был расположен в 15 ярдах от него. Притворяясь убитым, он дождался окончания огня и, используя ручные гранаты и карабин, напал на противника и захватили четырех членов экипажа пулемета. Тогда четыре новых солдата с левого фланга вошли в виноградник, но были встречены огнем другого пулемета, в результате чего один солдат погиб, а другой был ранен. В этот момент противник активировал борьбу и обрушился на доблестную группу американских солдат в винограднике многочисленными гранатами. Тогда, м.л. Дервишян приказал своим людям отступить, а сам, прыгнул в позицию только что захваченного им пулемета, и открыл огонь из вражеского оружия в направлении второго гнезда пулемета. Увидев блиндаж в 2 или 3 метрах от виноградника, м.л. Дервишян взял автоматизированный пистолет и беспрерывно стреляя в сторону входа в блиндаж, лишил немцев возможности отстреливаться и заставил пятерых солдат сдаться. Преисполненный решимости избавить область от всех немцев, м.л. Дервишян продолжил наступление в одиночку. Заметив другую позицию пулемета рядом с домом, он поднял брошенный автоматизированный пистолет, и подвергнув шквальному огню эту позицию, заставил еще шестерых немцев сдаться. Обнаружив, что поблизости нет других вражеских целей, м.л. Дервишян доставил всех арестантов в тыл.»

За проявленную храбрость в январе 1945 года Эрнест Дервишян был удостоен звания майора и высшей военной награды Соединенных Штатов – Медали Почета. После Второй мировой войны Дервишян продолжил службу в ВС США, во время Корейской войны (1950-1953 годы) был заместителем начальника Генерального штаба ВС США, в 1953 году стал личным военным советником 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра, а позднее при президентах Линдоне Джонсоне и Ричарде Никсоне возглавлял комитет по военным делам.

Такие вот «армянские корни» были у американского супергероя Джона Рэмбо, отметившегося в «медийной холодной войне», которая продолжалась вплоть до самого конца 80-х годов, когда на фоне так называемой «перестройки» и «гласности» отношения между Западом и СССР вновь потеплели.

Продолжение следует

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*