Новый герой моего повествования относится к той категории людей, которые заходят в помещение и сразу заполняют собой всё свободное пространство. И причина не в том, что он достаточно крупных габаритов при росте метр 96. Пространство он заполняет своей неуемной энергетикой, непрерывным накатом волн благожелательности и дружелюбия. Те, кто уже в этом помещении находится, не испытывают никаких неудобств. Им не становится тесно, наоборот, появляется ощущение комфортности.
Сегодня принято в обрушившихся на нас бедах, связанных с развалом Советского Союза и обнищанием основной массы населения, зачастую во многом винить бывших комсомольских деятелей, которые уловили «ветер перемен» и быстренько вписались в первые ряды тех, кто растаскивал народное достояние, одновременно активно поливая грязью все наше советское прошлое.
Категорически заверяю Вас, Лабонин Валентин Леонидович, хотя и был когда-то самым настоящим комсомольским «аппаратчиком», но к вышеуказанной категории ловкачей никоим образом не относится. Есть люди, для которых комсомол был быстро забывшимся атрибутом молодости, есть те, для которых комсомол являлся, как батут для акробата, подсобным средством для прыжка по карьерной лестнице. А для Лабонина Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи – неотъемлемая, чрезвычайно важная и увлекательная часть жизни.
Валентин Леонидович родился во Владивостоке в 1954 году и от первого до последнего звонка проучился в 75-й средней школе. С 2017 года эта школа, к сожалению, уже не существует (ликвидирован путем присоединения к гимназии № 1), а в специально построенном еще при Сталине для этой школы здании размещается налоговая инспекция Ленинского района.
Учеба давалась легко, поэтому оставалось время и на мальчишеские шалости, и на дополнительные увлечения, и на общественную работу. Широкая натура Валентина вмещала в себя многое: от обучения игре на скрипке до участия в соревнованиях по баскетболу. А в старших классах с желанием работал в школьном комитете комсомола.
О школьных годах у него много добрых воспоминаний, к которым примешивается некоторая доля горечи от того, что ныне многое в современном образовательном процессе утрачено:
– Самым главным впечатлением от школьных лет для меня остается постоянная забота учителей о том, чтобы мы выросли настоящими людьми, Нам не просто преподавали предметы, а занимались с каждым индивидуально. Школа была заточена на то, чтобы заниматься воспитанием, а не перекладывать этот процесс исключительно на плечи родителей. Ведь родители тоже бывают разные, и не все способны вырастить достойное потомство. Ну вот кто додумался убрать из школы уроки труда? Да я благодаря этим урокам хоть научился долото от стамески отличать. А с каким восторгом мы встретили решение трудовика пойти нам на встречу и заменить утвержденную планом тему урока на освоение навыков изготовления клюшек для хоккея с шайбой. Ведь в магазинах тогда продавался инвентарь только для русского хоккея. Помнится, к каким упоением мы строгали эти клюшечки. Честно признаться, когда знаешь, что делаешь что-то для себя любимого, трудовой энтузиазм значительно возрастает.
(Кстати, в то время во многих школах еще было предусмотрено производственное обучение. Ученики 9-10 классов каждую субботу проводили время в заводских корпусах и после соответствующей подготовки непосредственно участвовали в производственном процессе. Например, автору этих строк, обучавшемуся в школе № 9, доводилось заниматься даже ремонтом трубопроводных систем на подводных лодках в сухом доке «Дальзавода». А по окончания производственной практики мне был присвоен 1-й разряд слесаря по ремонту на судах, что фактически гарантировало – по окончании школы, если не поступлю в институт, без дела не останусь, так как смогу беспрепятственно влиться в рабочий коллектив «Дальзавода».)
Когда разговор коснулся современных проблем с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, Валентин Леонидович воскликнул:
– Да в наше время такой проблемы вообще не существовало! Прививать патриотизм никому не требовалось, поскольку он изначально был в душе каждого из нас. Поэтому все поголовно с удовольствием участвовали в военно-спортивной игре «Зарница», и все рвались в регулярные походы по местам боевой славы. А, когда я был уже старшеклассником, то мы получили дополнительный всплеск патриотических эмоций после победы наших воинов на острове Даманском. Но не ждать же сейчас каких-то новых военных побед, чтоб у молодежи проснулся этот патриотический дух?
Лабонин в школьные годы был из той категории, про которую писала Агния Барто: «Драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота…», поэтому еще успел даже записаться в детскую флотилию при Владивостокской мореходной школе. И сейчас с ностальгией вспоминает время, проведенное в морских походах и летних лагерях флотилии. Наверно, это юношеское увлечение в первую очередь повлияло на выбор профессии, поскольку по окончании школы в 1971 году Валентин поступил на судоводительский факультет Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г.И.Невельского. Обучался на отделении эксплуатации водного транспорта, поэтому по окончании ДВВИМУ распределился во Владивостокский торговый порт, где работал в качестве стивидора.
А затем судьба крепко, можно сказать, на всю жизнь связала его с комсомолом.
В сущности, Валентин Лабонин – яркий пример неформального лидера. Мальчишкой во дворе он был заводилой, когда повзрослел, превратился в авторитетного вожака. Это быстро отметило руководство на новом месте работы, поэтому его тут же выдвинули на пост секретаря комсомольской организации Владивостокского торгового порта, которая, между прочим, действовала на правах районного комитета. Новый род деятельности Валентина Леонидовича увлек и полностью поглотил. Для человека общительного и любящего постоянно встречаться с как можно большим количеством людей, знакомиться с новыми личностями и их разнообразными судьбами комсомольская работа была самой подходящей стихией. Лабонин же как раз такой человек,
А когда ты с душой относишься к порученному делу, это сразу замечают «вышестоящие инстанции». Вот так, побыв комсоргом порта менее года, Лабонин получил приглашение во Фрунзенский районный комитет ВЛКСМ, где сразу возглавил организационный отдел.
Работа в райкоме комсомола – это не в кресле сидеть и бумажки перекладывать. Валентин с головой окунулся в самую что ни на есть кипучую круговерть молодежного движения. Он занимался своим любимым делом – многогранной работой с людьми.
Не верьте тем людям, кто негативно, недоброжелательно или даже с презрением отзывается о советском комсомоле! Это те, кто так и не смог найти для себя в комсомоле интересного дела, а то и вообще комсомольцем не был, поскольку существовал все-таки строгий отбор, и в эту организацию не принимали ни лентяев-двоечников, ни хулиганов, ни тех, кто опозорил себя каким-то неблаговидным поступком. Между прочим, сегодня в комсомол не приняли бы и любого человека с так называемыми «либеральными» взглядами, поскольку у либералов основной принцип – выпячивание на первое место интересов личности. А комсомол – это в первую очередь общественная работа и работа на общество.
О славных делах комсомольцев можно говорить очень долго, но лучше я приведу слова самого Валентина Леонидовича из его краткого вступительного эссе для изданного в 2003 году фотоальбома «Это наша с тобой биография»:
«Гражданская война, ДнепроГЭС и Магнитка, суровые годы Великой Отечественной, восстановление разрушенного войной народного хозяйства, целина, освоение Арктики, покорение космоса, БАМ. Вот только некоторые страницы биографии, вписанные золотыми буквами в историю поколений, а сколько простых, повседневных дел в активе молодежных организаций: ликвидация неграмотности, помощь селу, шефство над армией, авиацией и флотом, освоение новых технологий, забота о подрастающем поколении и оказание почестей страшим. Не ради орденов и медалей, высокого общественного положения и социальных гарантий юноши и девушки откликались на каждый зов коммунистической партии, сами становились инициаторами многих интересных и созидательных дел. Это было и осталось смыслом всей их жизни».
Валентин Леонидович никогда не ставил и сейчас не ставит личное выше общественного и с полным правом может гордиться своей сопричастностью к общим успехам Приморского комсомола. Общественная работа всегда буквально захлестывала Валентина Лабонина. И он с удовольствием вспоминает, как во Фрунзенском райкоме 2 с половиной года организовывал проведение в школах района игры «Зарница», проводил соревнования детских команд клубов «Кожаный мяч» и «Белая ладья».
Как известно, во Владивостоке граница между Фрунзенским и Ленинским районами проходит строго по центру Океанского проспекта, поэтому наша центральная площадь «Борцов за власть Советов» является «вотчиной» обоих районов. Посему и Лабонину доводилось большинство молодежных мероприятий, включая фестивали и концерты, на этой площади проводить вместе с Ленинским райкомом. А еще была организация комсомольских оперативных отрядов, игравших тогда существенную роль в охране общественного порядка, А еще проведение «Вахт памяти» и мобилизация молодежи на оказание помощи пожилым людям. Многого и не упомнишь…
Активность и инициативность молодого заворга, как положено, заметили. В 1979 году его пригласили на аналогичную должность в городской комитет, а еще через два года Валентин Лабонин стал 1-м секретарем Первомайского райкома ВЛКСМ.
К числу славных дел, в которых Валентин Леонидович принимал личное участие в тот период, он относит активную вовлеченность Первомайского райкома в строительство во Владивостоке Дома молодежи, а главное – в обустройство предусмотренного генпланом парка Победы. Комсомольцами в этом парке было высажено 1418 деревьев в память о каждом дне Великой Отечественной войны, а водруженный на постамент танк Т-34 символизирует танковую колонну «Приморский комсомолец», построенную на средства, собранные молодежью края. Наверное, не многие знают сейчас, что приморские комсомольцы обратились со специальном письмом к товарищу Сталину, он пошел навстречу, и было принято уникальное для всей страны решение укомплектовать экипажи для колонны из 63-х танков исключительно коренными жителями Приморья.
С удовольствием Валентин Леонидович вспоминает и свое личное участие, и свой вклад в организацию работы комсомольских строительных отрядов. Например, для оказания помощи строителям Дома молодежи районные комитеты ВЛКСМ совместно создали комсомольско-молодежный строительный отряд «Корчагинец».
– Да это только крупица в общем движении молодежных строительных отрядов, – вспоминает Лабонин, – и оно не прерывалось ни на один год. Когда Первым секретарем крайкома комсомола Приморья была Ирина Туманова число членов таких отрядов достигало 7 тысяч человек. Все знают о крупных всесоюзных ударных комсомольских стройках типа возведения Байкало-Амурской магистрали. Но ведь и в нашем крае к числу всесоюзных ударных относилось сооружение мелиоративных рисовых систем, Ново-Спасского цементного завода, Приморской ГРЭС, глубоководного порта «Восточный», пионерского лагеря «Океан». Сейчас молодежи пытаются проповедовать, что все это создавалось рабским трудом заключенных. Какая чушь! Подневольный труд никогда не способен творить красоту и высокотехнологичные сооружения, не говоря уж о квалификации зэков. А вот в рядах комсомольцев были и талантливые инженеры, и опытные специалисты, и настоящие энтузиасты строительного дела. Создавалось все не под звон кандалов, а под задорную комсомольскую песню!
О годах работы в комсомоле Лабонин вспоминает с упоением, но дальше его жизнь тоже складывалась не по спокойному сценарию, и много чего есть вспомнить.
Когда впереди замаячил возраст в 28 лет, который был предельным для пребывания в комсомоле, Валентин Леонидович перешел на работу в партийный комитет Дальневосточного морского пароходства. Некоторые в 28 лет только начинают делать первые робкие шаги в самостоятельной жизни, а кое-кто вообще не успевает выйти из юношеского возраста. А у Лабонина к этому времени за плечами уже был семилетний стаж комсомольской работы на достаточно ответственных постах. Поэтому в Пароходстве ему сразу доверили должность 1-го помощника капитана, то есть помощника по политико-воспитательной работе, которая сокращенно звучала как помполит, а среди моряков несколько уничижительно именовалась «помпа».
Помполитов на флоте, как правило, не очень-то жаловали, считая их бездельниками и лишним балластом на судне. Собственно, от этого «балласта» не преминули в первую очередь избавиться сразу после крушения Советского Союза и в армии, и в торговом флоте. А спустя некоторое время оказалось, что в армии расцвели дедовщина и систематические нарушения уставных норм, а на флоте тоже резко упала дисциплина в судовых экипажах. Во времена Валентина Леонидовича 1-му помощнику капитана найти общий язык с членами команды было ой как не просто, но эта задачу столь общительная и дружелюбная натура Лабонина решала легко и непринужденно.
– Да ведь и не все моряки знали, что, полностью отвечая за морально-политическое состояние судовой команды, помполит, например, был единственным человеком, кроме капитана, допущенным к шифрблокнотам для радиосвязи. А сколько щекотливых вопросов приходилось решать в контакте с представителями КГБ, – лукаво усмехнулся Валентин Леонидович. – Между прочим, опыт контактов со спецслужбами мне очень пригодился в будущей коммерческой деятельности.
Отплавав на судах ДВМП 5 лет, Лабонин, видимо, каким-то шестым чувством ощутил скорый ветер перемен и перешел на работу в Находкинский Торгмортранс, где еще 2 года занимался вопросами судового снабжения. А этот род деятельности в свою очередь стал очень необходимым мостиком, ведущим к деятельности предпринимательской.
– Так я же успел во время работы в комсомоле еще получить второе образование, окончив факультет экономики советской торговли в Дальневосточном институте советской торговли. Тогда полагал, что это было нужным для свободного и квалифицированного общения с руководителями предприятий. А вот оно как вышло в дальнейшем, – и Лабонин вновь заулыбался.
Распад СССР и последующее низвержение России в пучину рыночного капитализма для многих судеб оказался катастрофическим событием, с последствиями которого они так и не смогли совладать. Сколько тех же помполитов оказалось на обочине жизни. Но, как мы видим, для таких, как принято говорить, «непотопляемых» личностей любые невзгоды и трудности, что море по колено. Валентин Леонидович быстро сориентировался, задействовал свои многочисленные связи и открыл собственное предприятие «Транспортное агентство грузовых и пассажирских перевозок». Ох как оно пригодилось в условиях невиданного всплеска торговых отношений с Китаем! А Лабонин вообще увековечил свое имя в деле развития приграничной торговли. Именно его усилиями в короткий срок были оборудованы сразу три совершенно новые, «с иголочки» пограничные переходы в Краскино, на Полтавке и в Турьем Роге.
– Когда мы вели строительство перехода «Турий Рог», я обратил внимание на запустение, которое царило на одноименной пограничной заставе. И тогда совершенно добровольно с использованием собственных средств произвел достаточно качественный ремонт помещений заставы, – с гордостью рассказывает Валентин Леонидович. – Негоже, когда доблестные защитники нашего Отечества несут службу в унизительных для них условиях.
Казалось бы человек, получающий приличные доходы от своей предпринимательской деятельности, позволяющие безбедно содержать большую семью (а у Лабонина четверо детей!), может больше ни о чем не думать и ни за что не переживать. Но только не Лабонин. Уже 8 лет он член Общественной наблюдательной комиссии при Службе исполнения наказаний.
– Сначала мы думали, что основная задача комиссии – добиваться, чтобы ни один человек не получал незаслуженного наказания, чтоб никого не посадили за зря. А потом еще пришли к выводу о необходимости побороться еще и за интересы тех, кто заключенных охраняет. И я еще возглавил Общественный совет ГУФСИНа, в задачи которого входит определения пакета льгот для сотрудников, защита их интересов.
Но и этого мало для деятельной натуры Валентина Леонидовича. Еще в 1999 году он со своими друзьями-единомышленниками учредил общественную организацию «Союз комсомольцев всех поколений». И это в разгар самой гнусной антисоветской пропаганды, которую вели в нашей стране так называемые «демократы», которые после провала своих идей переметнулись сегодня в стан либералов!
Создание этого «Союза» пришлось по душе очень многим. Ведь только к началу 80-х годов комсомольская организация Владивостока насчитывала больше 110 тысяч членов.
Моему вопросу «Является ли вашей основной задачей забота о ветеранах комсомола?», Валентин Леонидович удивился:
– Какая забота о ветеранах, если каждый из нас сам давно ветеран? Конечно, никто не отрицает взаимной поддержки. Да и приятно просто собраться вместе, выпить, закусить, вспомнить былое и спеть «Не расстанусь с комсомолом». Но мы создавали организацию не для этого. Мы убеждены, что можем активно и эффективно способствовать воспитанию подрастающего поколения на примерах героического прошлого комсомола, на славных традициях, выработанных в недрах ВЛКСМ. Занимаемся пропагандой истории молодежного движения. Вот, по инициативе Юрия Меринова уже издали несколько красочных фотоальбомов. Стараемся поддерживать движение «Юнармейцев», а также возрождающееся профессионально-техническое обучение молодежи. Вереди еще очень много дел…
Валентин Леонидович в этом году избран членом Общественной палаты Российской Федерации от Приморского края, что говорит о оказанном ему доверие и открывает новые возможности в служении обществу.
Действительно, работы для ветеранов комсомола еще непочатый край. Но если в их рядах находятся такие люди, как Валентин Леонидович Лабонин, в груди которого бьется неувядаемое сердце комсомольца, я спокоен. Значит, им любое дело по плечу.
Александр Леонидович Малашёнок.
Подполковник ФСБ в отставке,
Сотрудник Управления КГБ-ФСБ РФ по Приморскому краю в 1972-1995 годах