ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ ЮРИСТА… ВГУЭС!

Кем мне всё же в жизни стать?
Не могу решить я точно,
Но про это написать
в сочиненьи нужно срочно.

Звонко прозвенел звонок.
Тихо я вздохнул украдкой…
Сделать выбор я не смог
И пустую сдал тетрадку.    

Марина Новицкая   

Можно с уверенностью сказать, что тот  школьник, сдавший пустую тетрадку,  словно из другого мира.  Иначе, он точно знал бы о существовании такой профессии, как ЮРИСТ. И о том, что есть во Владивостоке высшее учебное заведение ВГУЭС, а в нём Институт права, где можно получить  профессиональные юридические знания.  Самого высокого уровня.  А если бы ещё заглянул в интернет, начал читать информацию об Институте права, то точно выбрал бы для себя эту удивительную профессию.  Чем она удивительна, – спросит скептик, – юрист есть на любом предприятии, в любой организации, во всех силовых структурах, правоохранительных органах и так далее. Везде есть эта должность.

Что тут скажешь? Только одно – это и есть ответ на вопрос! Юрист требуется везде, чем бы то самое учреждение, контора и структура ни занималась. Полиция, торговые центры, детские сады, дипломатические представительства и консульские учреждения, администрации разного уровня,   строительные конторы и далее до бесконечности… Все сегодня нуждаются в профессиональных юристах.  Так и получается, что без юриста – никак и никуда!

А еще любой руководитель подтвердит без раздумья, что юрист высокого уровня – это просто бесценный кадр, надежный авангард и арьергард  (то есть передовая и  тыл) любого дела.     

Думаете, это преувеличение?   А спросите себя сами, сколько раз в вашей личной жизни или на работе складывалась ситуация, когда в голову приходила мысль: хорошо бы с классным юристом посоветоваться по этому вопросу…

И пришло решение выяснить, что такое – классный юрист. Где и как таких специалистов готовят. Далеко ходить не пришлось. В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» есть профильный Институт права.

СПРАВКА:

27 мая 1993 года – день рождения Института права, когда Ученым советом Дальневосточного государственного технологического института было принято решение об организации экономико-правового факультета и об открытии специальности «Юриспруденция» со специализацией «Предпринимательское (частное) право».

Институт права ВГУЭС сегодня – это свыше 600 студентов очной формы обучения, 11 образовательных программ трех уровней высшего образования, в том числе шесть – по направлению «Юриспруденция»; это работодатель для более шестидесяти преподавателей, свыше 70% которых имеют ученые степени по профильным научным направлениям, свыше 15% которых совмещают преподавательскую деятельность с практикой в соответствующей профессиональной сфере. Ключевой особенностью обучения в Институте права является тесная связь образовательного процесса с практической деятельностью в соответствующей профессиональной сфере.

Эта короткая информация на интересующие вопросы отвечала слишком уж сжато. Важно было выслушать точку зрения профессионала, которому тема разговора знакома не понаслышке. Ну, а кто лучше руководителя данной структуры может об этом рассказать? Так и познакомились с юристом с Большой буквы, практиком, отлично знающим теорию. С обаятельной женщиной с сильным характером. С женщиной, которая посвятила себя юриспруденции. И точно знает, каким должен быть хороший юрист. Каким должен быть образовательный процесс, чтобы абитуриент стал профессионалом в своём деле.  Убеждать вас в том, что учиться этому непросто, не буду. Просто попробуйте прочесть хотя бы пару страниц из любого студенческого учебника по правовым дисциплинам.

Думала, больше часа не потребуется, чтобы поговорить об Институте права и его студентах. Не угадала. Почти четыре часа пролетели незаметно. И слушать директора Института права ВГУЭС кандидата юридических наук Светлану Фёдоровну ЛИТВИНОВУ можно было и дальше. Никогда не думала, что о сухой, переполненной томами законов, актов, статей профессии можно говорить так увлеченно и ярко:

Для меня юрист – это, прежде всего, образ жизни. Потому что юристом нельзя быть только на работе. Мы юристы всегда. Когда собираемся вместе с друзьями, вы думаете, о чем говорим? О юриспруденции. Точно знаю, чтобы стать хорошим юристом, надо начинать с университета. Это поможет быстрее освоить профессию на должном уровне. И, конечно, сейчас смотрю на студентов, смотрю на молодых юристов и вижу, кто хороший юрист, кто – не очень… Спрашивала у судей, видно ли им это?  Они же наблюдают работу адвокатов, прокуроров. Они говорят – конечно! Сразу видно высокую теоретическую подготовку. А это в работе важно.

СПРАВКА:

Светлана Литвинова, директор Института права ВГУЭС, кандидат юридических наук, доцент по кафедре Международного и зарубежного права. Окончила Дальневосточный государственный университет по специальности правоведение. В 2001 году стала первым директором Института права ВГУЭС. Успешно совмещает управленческую, преподавательскую и практическую работу. Сфера профессиональных предпочтений – международное частное право.

Всегда интересно, как выбирает человек свою профессию. Светлана Фёдоровна решение стать юристом приняла сама. Никто из родителей с юриспруденцией не связан. Училась с интересом, одолевала горы профессиональной литературы, училась понимать, чем придется ей заниматься после окончания университета. Светлана Фёдоровна в 2001 году, когда организовался именно Институт права, стала первым его директором.

– До этого был просто факультет. Мы были вместе с лингвистами, и тогда деканом юридического факультета был мой однокурсник Александр Мусаткин. Я уже была кандидатом наук, у меня была тогда своя компания. Мы проводили аудиторские проверки. Такая вот аудиторско-юридическая компания.  А как раз 1998 год был. Вся эта катаклизма в стране непонятная. Было тяжело с финансами у всех. И наша компания тоже это очень чувствовала. И он мне говорит: «Что ты мучаешься в этой компании со своей кандидатской диссертацией? Приходи на юрфак к нам преподавать». Я сказала, что если соглашусь, то  буду преподавать только международное право. Так я стала работать во ВГУЭС.  Но я – практик. Еще и адвокатом параллельно работала. Раньше специальность называлась «Правоведение». Сейчас – «Юриспруденция». Это разные вещи. Правоведение – больше наклон в науку, в теорию.  А юриспруденция – больше прикладное. Уметь что-то делать, обладать практическими навыками. Вот мы сейчас студентов на уровне бакалавриата и учим этому.  Годы учебы мои что дали? Вот первый курс. Экзамен по теории государства и права. Я помню определения юридические именно с первого курса. У нас  преподавал теорию государства и права Сапун Валентин Андреевич. Его очень хорошо знают в Приморском крае. Он был основателем нашего факультета во ВГУЭС в 1993 году. Валентин Андреевич требовал от нас зазубривать эти определения. Заучивай! Потом уже смысл поймешь. А сейчас, к сожалению, бытует такое мнение, что теория не нужна. Я всегда студентам своим говорю – веду уже на 4-м курсе у бакалавров – ребята, без теории вы никуда! Освоите теорию права, вам будет  проще рассуждать, вы будете знать алгоритм права, разбираться в любом правовом вопросе. Да, всё выучить невозможно, всё запомнить невозможно. Но теорию государства и права вы просто обязаны знать отлично, чтобы стать настоящим профессионалами.

Эта картинка – частичка из насыщенной сложностями жизни Светланы Фёдоровны – давала возможность увидеть, насколько понятны ей амбиции, проблемы, запросы сегодняшних студентов. Да, она требовательный, порой жесткий руководитель. Но она не просто администратор, она – преподаватель высокого уровня. И этапы юридической деятельности, богатая практика помогают выстраивать учебный процесс с учетом всего нового, с учетом требований времени.

– Вот сейчас у нас такая тенденция по всей России и в университете, что учебники пересказывать не надо. Пусть студенты сами их читают.  Я никогда не пересказывала учебники. Преподаю студентам два предмета. Международное право. Это как раз в рамках моей специальности, по которой я защищала диссертацию и работала в НИИ. Мало, что в этом изменилось. Я понимаю это. И всегда в курсе событий этого направления. Поскольку я владею английским языком, то читаю все материалы  в оригиналах. Причем, читаю источники и китайские, и филиппинские. Разбираюсь в нюансах ситуации, если это касается территориальных споров в Южно-Китайском море. Мне нравится международное право. А второе – я читаю  международное частное право.  Это международное семейное право, международное трудовое, внешнеэкономические сделки. А тут так еще получилось, что моя дочь сейчас именно, как юрист, занимается международным частным правом. Она работает в Сингапуре. И она уже практик в этом направлении. Если я постольку-поскольку имею опыт в международном частном праве, но консультирую до сих пор, когда ко мне обращаются. То дочь – практик. Она юрист, закончила наш университет. Сама работу нашла. Стала юристом на Хайнянских авиалиниях. Её туда взяли. И дальше она также по восходящей линии шла. А сейчас вот в Сингапуре  занимается международным частным правом. Считаю, что она уже прочно на ноги встала. Так что у нас уже династия.

А я продолжаю работать во ВГУЭС.  Считаю, что программа здесь выстроена грамотно. Убеждена – личный опыт показал – студент должен по каждому предмету прочитать учебник от корки до корки хотя бы раз. А лучше не один. Потому что это формирует логику отрасли права, формирует  понимание.  Что-то забывается, но остается понимание принципов  правовой системы. Остается понимание отрасли права. А это очень важно.

Для меня очень важно, чтобы наши студенты получали достойное образование, чтобы об Институте права ВГУЭС говорили с уважением. Вот в начале 2000-х была такая тенденция. Помещали организации в СМИ объявления, что им требуется юрист. А внизу приписка: с дипломом ВГУЭС – не обращаться. Тогда поставила себе задачу переломить эту ситуацию!  Ну, наверное, я такая вредная и упертая. Но ведь справились!

Тогда, в начале нулевых, созвали конференцию, пригласили руководителей практически всех судебных и правоохранительных органов. Конференция была о качестве юридического образования. Там мы задали главный вопрос: каким, по вашему мнению и по вашему практическому опыту, должен быть юрист? Выслушали всех. И на основании этого разговора я сделала первый  в своей жизни учебный план. Таким, каким его видела. Наверное, я авторитарный руководитель. К мнению окружающих обязательно прислушиваюсь, но итоговый вывод оставляю за собой.

Недавно Геннадий Иннокентьевич Лазарев спросил на планерке: «Светлана Фёдоровна, а что, по вашему мнению, повлияло на то, что мы перебороли ситуацию в отношении к юристам с нашими дипломами? Что заставило сейчас говорить о наших выпускниках – это юристы высокого уровня, с хорошей профессиональной подготовкой?  И прокуратура к нам сейчас повернулась лицом…  То есть ситуация изменилась коренным образом». Считаю, что дело в наших новых программах, в том, что обучение студентов с первого курса у нас – практикоориентированное! Нашим студентам мы просто так оценки не ставим. Это моё обязательное условие для преподавателей. Меня сейчас проректор периодически пытается уговорить относиться к студентам мягче. Я отвечаю – не могу! Считаю, что будущий юрист должен понимать свою функцию в этом мире. Знать, что от него, как от юриста, зависит очень многое, в том числе и судьбы людей, судьбы организаций.

И ещё одно: если мы в 90-х годах занимались всем, то сейчас специализация важна. И вот сейчас, когда мы прошли аккредитацию, наши планы все утвердили. А я своим преподавателям уже говорю: а давайте сделаем ещё и вот это, развернём вот этот предмет шире, добавим практики в такое-то направление. Преподаватели смеются, что со мной покоя им не будет. Но включаются в обсуждение, им тоже интересно. У нас коллектив настоящих единомышленников. А цель одна: вырастить, выучить и выпустить настоящих юристов-профессионалов!

ЭТО ВАЖНО!  В этом убеждена директор Института права, кандидат юридических наук Светлана Литвинова:

– Мы сейчас придумали программу и я собираюсь её реализовывать. Мы уже открыли, лицензировали и сейчас аккредитовали специальность, на которой студенты учатся пять лет. Она называется «судебно-прокурорская деятельность». У нас уже студенты два года учатся на специальности «прокурорская деятельность». А вот в этом году мы будем уже набирать на две специализации «прокурорская деятельность» и «судебная деятельность». Мы решили бакалавриат, где студенты учатся 4 года, построить обучение на основе другой концепции. Это будут юристы для бизнеса. И вот по одной программе, за одну цену, за те же 4 года наши студенты будут иметь два  образования. Высшее образование – бакалавриат и среднее профессиональное образование: экономика, бухгалтерский учет. То есть я опять вернулась к своему пониманию работы юриста на предприятии, но также и для работы следователя, прокурорских работников и  так далее, которые должны понимать тот самый бухгалтерский учёт хотя бы по минимуму. Вот сейчас я в отпуске нахожусь и занимаюсь разработкой этой программы.  Но высокое качество образования в нашем Институте основывается на большом объеме практических занятий. У нас нет такого: вопрос-ответ, вопрос-ответ. Задал вопрос и 15 минут идет рассказ на тему…

В нашем институте зал судебных заседаний для практической работы студентов появился раньше, чем появились требования об этом в Государственном образовательном стандарте. И этот зал заседаний у нас построен  по всем стандартам, которые предъявляются к реальному залу заседаний в суде Российской Федерации.  Наш институтский зал заседаний лучший, как это отмечают все эксперты Российской Федерации. С комнатой адвокатов, с комнатой для конвойных, для подозреваемых, для тайного свидетеля, с судейской комнатой. Приходите – покажу! Это, конечно же, благодаря Президенту ВГУЭС Геннадию Иннокентьевичу Лазареву  и  профессору кафедры уголовно-правовых дисциплин Анатолию Борисовичу Пекарскому. Лазарев нас всегда поддерживает. Любая инициатива, направленная на повышение качества образования студентов, Лазаревым поддерживается без промедления! В наших новых планах нынешних еще найдет место предмет – он теоретический, его читают математики –  это компьютерный анализ данных. То есть мы будем знакомить студентов с теми технологиями, которые могут помочь анализировать статистику, анализировать судебную практику. И готовить соответствующую позицию по своему вопросу.  Такой вот фундаментальный предмет тоже нужен. Всё это и дает возможность нашему ВУЗу готовить юристов высокого уровня! А юристы всегда были и будут востребованы. Уже перед  выпуском к нам обращаются и из прокуратуры, и из судов, и из полиции, и судебные приставы по поводу трудоустройства наших выпускников. Кто-то из студентов уже во время учебы хорошо себя зарекомендовал на практике. Ребята наши часто выступают в роли понятых. Это тоже хорошая практика. Так же работа в суде, в прокуратуре дает возможность увидеть истинный объем работы этих структур, уровень ответственности, значимость принимаемых решений.  У нас доска объявлений завешена объявлениями с приглашением на работу. Так что наши выпускники востребованы. И я с уверенностью говорю: за наших выпускников стыдно Институту права ВГУЭС не будет. Мы готовим достойных юристов.

И когда мне руководство говорит о том, что в ваш Институт студенты идут охотно, для меня это подтверждение правильности выбранного пути. Конечно, объем работы растет. Это большая дополнительная нагрузка на каждого преподавателя, на руководство Института, на руководство ВГУЭС.  Но и результат очевиден. Сегодня наши выпускники востребованы.   Мы получаем о них достойные отзывы. Оценки работодателей высокие.  Так что свою задачу наш Институт права выполнят на высоком уровне».

И это – факт,  который подтверждает  стабильный поток абитуриентов, желающих обучаться именно в Институте права ВГУЭС.

Задумались о будущей профессии? Или о втором высшем образовании? Думаю, есть веские основания освоить именно эту – ЮРИСТ.

Татьяна БОГАТИКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*